Учебная дисциплина «Внеклассная работа по математике» относится к вариативной части профессионального блока.
Содержание дисциплины основывается на базе дисциплин: «Практикум по решению задач», «Методика обучения математике», «Педагогика», «История математики», «Психолого-педагогические основы обучения математике в школе», «ИКТ в обучении математике». Формирует основу для освоения дисциплин: «Методика обучения математике в профильной и профессиональной школе».
Цели и задачи
Цель – ознакомить студентов – будущих учителей математики – с методикой организации допрофильной подготовки учащихся: организацией факультативов по математике и различными формами внеклассной работы по математике.
Задачи:
- ознакомить студентов с методикой организации и проведения факультативных занятий по математике;
- ознакомить студентов с многообразием внеклассной работы по математике, основными формами, методами и средствами ее проведения и особенностями организации в допрофильных классах;
- сформировать у студентов различные виды профессиональной деятельности через овладение умениями организовывать и проводить факультативные занятия по математике и внеклассную работу.
Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины «Внеклассная работа по математике» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профиль: математика и информатика):
а) общекультурных компетенций:
– способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3);
– способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);
– способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);
б) общепрофессиональных компетенций:
– готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
– способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);
– готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);
в) профессиональных компетенций:
в педагогической деятельности:
– способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);
– способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);
– способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов (ПК-4);
– способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5);
– готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);
– способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности (ПК-7);
в проектной деятельности:
– способностью проектировать образовательные программы (ПК-8);
– способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9);
– способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10);
в научно-исследовательской деятельности:
– готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования и науки (ПК-11);
– способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12);
в культурно-просветительской деятельности:
– способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14).
Для реализации профиля подготовки Математика и информатика разработаны специальные компетенции:
– владением основными положениями классических разделов математических дисциплин, базовыми идеями и методами математики, системой основных математических структур и аксиоматическим методом (СК-1);
– владением содержанием и методами элементарной математики, умение анализировать элементарную математику с точки зрения высшей математики (СК-2);
– владением культурой математического мышления, логической и алгоритмической культурой, способностью понимать общую структуру математического знания, взаимосвязь между различными математическими дисциплинами, реализовывать основные методы математических рассуждений, пользоваться языком математики, корректно выражать и аргументировано обосновывать имеющиеся знания (СК-3);
– способностью понимать роль и место математики в системе наук, значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике, общекультурное значение математики (СК-4);
– владением математикой как универсальным языком науки, средством моделирования явлений и процессов, способностью пользоваться построением математических моделей для решения практических проблем, понимать критерии качества математических исследований, принципы экспериментальной и эмпирической проверки научных теорий (СК-5);
– способностью использовать рациональные способы получения, преобразования, систематизации и хранения информации, актуализировать ее в необходимых ситуациях интеллектуально-познавательной деятельности (СК-6);
– владением основными положениями истории развития математики и информатики, эволюции математических идей в контексте формирующегося информационного общества и концепциями современной математической и информатической наук (СК-7);
– способностью использовать средства современных информационно-коммуникационных технологий для создания, формирования и администрирования электронных образовательных ресурсов (СК-12).
В результате изучения учебной дисциплины студент должен
знать:
- формы внеклассной работы по математике;
- основные формы проведения математического кружка;
- тематику десятиминуток, факультативов, кружковых занятий по математике;
- историю факультативов;
- основные недостатки проведения факультативных занятий в общеобразовательных школах;
- методы обучения, которые целесообразно использовать на факультативных занятиях по математике;
- технологию организации и проведения традиционных и эвристических олимпиад по математике, факультативов эвристического направления и эвристических факультативов;
уметь:
- распознавать формы организации факультативных занятий по математике;
- осуществлять подбор, информационный поиск, компоновку материалов для проектирования занятий математического факультатива, кружка, вечера и др. форм внеклассной работы;
- использовать различные организационные формы и методы обучения при проектировании занятия факультатива по математике;
- проектировать занятие математического факультатива, занятие факультатива эвристического направления, занятие эвристического факультатива по математике;
- проводить факультативные занятия, кружковые занятия, занятия факультатива эвристического направления, занятие эвристического факультатива по математике;
- применять ИКТ при проектировании, организации и проведении факультативных и кружковых занятий по математике;
- составлять открытые задания для организации и проведения эвристической олимпиады;
- составлять разработки различных математических соревнований (математические бои, турниры, конкурсы, викторины, КВН) с учетом возрастных особенностей учащихся;
- организовывать работу учащихся по созданию различных наглядных средств обучения (таблиц, моделей, плакатов, стендов, макетов и т.п.);
- осуществлять отбор математической литературы для внеклассного чтения с учетом возрастных особенностей учащихся.
владеть навыками:
- проведения кружкового занятия, факультатива, факультатива эвристического направления, эвристического факультатива по математике, математической олимпиады, эвристической олимпиады, математического вечера;
- оформления математической газеты, журнала математического кружка;
- организации работы математического кружка в допрофильных классах.
- Teacher: Ирина Владимировна Гончарова