Учебная дисциплина «Внеклассная работа по математике» относится к вариативной части профессионального блока.

Содержание дисциплины основывается на базе дисциплин: «Практикум по решению задач», «Методика обучения математике», «Педагогика», «История математики», «Психолого-педагогические основы обучения математике в школе», «ИКТ в обучении математике». Формирует основу для освоения дисциплин: «Методика обучения математике в профильной и профессиональной школе».

Цели и задачи

Цель – ознакомить студентов – будущих учителей математики – с методикой организации допрофильной подготовки учащихся: организацией факультативов по математике и различными формами внеклассной работы по математике.

Задачи:

ознакомить студентов с методикой организации и проведения факультативных занятий по математике;

- ознакомить студентов с многообразием внеклассной работы по математике, основными формами, методами и средствами ее проведения и особенностями организации в допрофильных классах;

сформировать у студентов различные виды профессиональной деятельности через овладение умениями организовывать и проводить факультативные занятия по математике и внеклассную работу.

Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины «Внеклассная работа по математике» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профиль: математика и информатика):

а) общекультурных компетенций:

– способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3);

– способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);

– способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);

б) общепрофессиональных компетенций:

– готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

– способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);

– готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);

в) профессиональных компетенций:

в педагогической деятельности:

– способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);

– способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);

– способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов (ПК-4);

– способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5);

– готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);

– способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности (ПК-7);

в проектной деятельности:

– способностью проектировать образовательные программы (ПК-8);

– способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9);

– способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10);

в научно-исследовательской деятельности:

– готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования и науки (ПК-11);

– способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12);

в культурно-просветительской деятельности:

– способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14).

Для реализации профиля подготовки Математика и информатика разработаны специальные компетенции:

– владением основными положениями классических разделов математических дисциплин, базовыми идеями и методами математики, системой основных математических структур и аксиоматическим методом (СК-1);

– владением содержанием и методами элементарной математики, умение анализировать элементарную математику с точки зрения высшей математики (СК-2);

– владением культурой математического мышления, логической и алгоритмической культурой, способностью понимать общую структуру математического знания, взаимосвязь между различными математическими дисциплинами, реализовывать основные методы математических рассуждений, пользоваться языком математики, корректно выражать и аргументировано обосновывать имеющиеся знания (СК-3);

– способностью понимать роль и место математики в системе наук, значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике, общекультурное значение математики (СК-4);

– владением математикой как универсальным языком науки, средством моделирования явлений и процессов, способностью пользоваться построением математических моделей для решения практических проблем, понимать критерии качества математических исследований, принципы экспериментальной и эмпирической проверки научных теорий (СК-5);

– способностью использовать рациональные способы получения, преобразования, систематизации и хранения информации, актуализировать ее в необходимых ситуациях интеллектуально-познавательной деятельности (СК-6);

– владением основными положениями истории развития математики и информатики, эволюции математических идей в контексте формирующегося информационного общества и концепциями современной математической и информатической наук (СК-7);

– способностью использовать средства современных информационно-коммуникационных технологий для создания, формирования и администрирования электронных образовательных ресурсов (СК-12).

В результате изучения учебной дисциплины студент должен

знать:

- формы внеклассной работы по математике;

- основные формы проведения математического кружка;

- тематику десятиминуток, факультативов, кружковых занятий по математике;

- историю факультативов;

- основные недостатки проведения факультативных занятий в общеобразовательных школах;

- методы обучения, которые целесообразно использовать на факультативных занятиях по математике;

- технологию организации и проведения традиционных и эвристических олимпиад по математике, факультативов эвристического направления и эвристических факультативов;

уметь:

- распознавать формы организации факультативных занятий по математике;

- осуществлять подбор, информационный поиск, компоновку материалов для проектирования занятий математического факультатива, кружка, вечера и др. форм внеклассной работы;

- использовать различные организационные формы и методы обучения при проектировании занятия факультатива по математике;

- проектировать занятие математического факультатива, занятие факультатива эвристического направления, занятие эвристического факультатива по математике;

- проводить факультативные занятия, кружковые занятия, занятия факультатива эвристического направления, занятие эвристического факультатива по математике;

- применять ИКТ при проектировании, организации и проведении факультативных и кружковых занятий по математике;

- составлять открытые задания для организации и проведения эвристической олимпиады;

- составлять разработки различных математических соревнований (математические бои, турниры, конкурсы, викторины, КВН) с учетом возрастных особенностей учащихся;

- организовывать работу учащихся по созданию различных наглядных средств обучения (таблиц, моделей, плакатов, стендов, макетов и т.п.);

- осуществлять отбор математической литературы для внеклассного чтения с учетом возрастных особенностей учащихся.

владеть навыками:

- проведения кружкового занятия, факультатива, факультатива эвристического направления, эвристического факультатива по математике, математической олимпиады, эвристической олимпиады, математического вечера;

- оформления математической газеты, журнала математического кружка;

- организации работы математического кружка в допрофильных классах.