Учебная дисциплина «История и методология математики» относится к базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование.
Дисциплина реализуется на факультете математики и информационных технологий кафедрой высшей математики и методики преподавания математики.
Дисциплина, опираясь на математическую (математический анализ, аналитическая геометрия, алгебра, математическая логика, дифференциальные уравнения, теория чисел), историческую (история, история математики) подготовку студентов, закладывает фундамент научно-методической подготовки будущих исследователей в изучении дисциплины, «Методология и методы научного исследования».
Цель изучения дисциплины «История и методология математики» – осветить историю формирования, развития и трансформации математической науки; дать будущим учителям историко-математические знания, необходимые им для правильного разрешения методологических и методических вопросов, возникающих в процессе обучения математике в школе.
Задачами:
- воссоздать богатство фактического содержания исторического развития математики, осветить возникновения математических методов, понятий, идей, теорий и отдельных математических дисциплин;
- выяснить характер и особенности развития математики у различных народов в определенные исторические периоды;
- показать вклад, сделанный в математику великими учеными прошлого, в том числе и отечественными учеными;
- продемонстрировать студентам многогранные связи математики с практическими потребностями и деятельностью людей, с развитием других наук;
- осветить влияние экономического, социального и идеологического состояния общества на характер развития математики и, наоборот, влияние математики на развитие общества;
- показать, как формировались исторические и логические связи между отдельными разделами математики, раскрыть историческую обусловленность логической структуры современной математики и диалектику ее развития, осветить соотношение частей математики и перспективы ее развития;
- ознакомить будущих учителей с важнейшими знаниями по методологии математики и сформировать у них современный взгляд на математику как на составляющую общечеловеческой культуры;
- раскрыть психолого-методические вопросы взаимосвязи истории науки и практики обучения;
- показать место, значение и возможности исторического материала в курсе математики современной школы разных уровней и профилей;
- сформировать умения и навыки применять историко-математические знания к проведению научных исследований: выделять и анализировать исторические аспекты исследуемой проблемы, определять и обрабатывать соответствующую библиографию.
Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины «История и методология математики» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО РФ по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование:
а) общекультурных компетенций:
– способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
б) общепрофессиональных компетенций:
- готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2);
- готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3);
- способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-4).
в) профессиональных компетенций:
педагогическая деятельность:
- способность формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2);
проектная деятельность:
- готовность проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения (ПК-10);
методическая деятельность:
- готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-11);
- готовность к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области (ПК-12);
культурно-просветительская деятельность:
- способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);
г) специальных (СК):
- владение основными положениями классических разделов математической науки, базовыми идеями и методами математики и информатики, системой основных математических структур и аксиоматическим методом (СК-1);
- владение культурой математического мышления, логической и алгоритмической культурой, способен понимать общую структуру математического знания, взаимосвязь между различными математическими дисциплинами, реализовывать основные методы математических рассуждений на основе общих методов научного исследования и опыта решения учебных и научных проблем, пользоваться языком математики, корректно выражать и аргументировано обосновывать имеющиеся знания (СК-2);
- способность понимать универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности, роль и место математики и информатики в системе наук, значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике, общекультурное значение математики (СК-3);
- владение математикой как универсальным языком науки, средством моделирования явлений и процессов, способен пользоваться построением математических моделей для решения практических проблем, понимать критерии качества математических исследований, принципы экспериментальной и эмпирической проверки научных теорий (СК-4);
- владение содержанием и методами элементарной математики, умеет анализировать элементарную математику с точки зрения высшей математики (СК-7);
- владение основными положениями истории развития математики, информатики, эволюции математических идей и концепциями современной математической науки (СК-9).
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
знать:
- основные взгляды на предмет математики, движущие силы ее развития;
- периодизацию развития математики;
- уровень развития отечественной математики, ее место в мировой науке;
- роль, место, возможности математических теорий в моделировании процессов и явлений окружающего мира.
уметь:
- использовать элементы историзма, понятие методологии науки при написании магистерской работы;
- формировать содержание и методическую разработку учебных занятий с учетом принципов историзма;
- проводить информационный поиск, отбор, компоновку материалов по истории математики для педагогической деятельности.
владеть:
- основными положениями классических разделов математической науки, базовыми идеями и методами математики, системой основных математических структур и аксиоматическим методом;
- культурой математического мышления, логической и алгоритмической культурой;
- математикой как универсальным языком науки, средством моделирования явлений и процессов;
- содержанием и методами элементарной математики;
- основными положениями истории развития математики, эволюции математических идей и концепциями современной математической науки.
- Teacher: Ирина Владимировна Гончарова