Учебная дисциплина «История и методология математики» относится к базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование.

Дисциплина реализуется на факультете математики и информационных технологий кафедрой высшей математики и методики преподавания математики.

Дисциплина, опираясь на математическую (математический анализ, аналитическая геометрия, алгебра, математическая логика, дифференциальные уравнения, теория чисел), историческую (история, история математики) подготовку студентов, закладывает фундамент научно-методической подготовки будущих исследователей в изучении дисциплины, «Методология и методы научного исследования».

Цель изучения дисциплины «История и методология математики» – осветить историю формирования, развития и трансформации математической науки; дать будущим учителям историко-математические знания, необходимые им для правильного разрешения методо­логических и методических вопросов, возникающих в процессе обучения математике в школе.

Задачами:

- воссоздать богатство фактического содержания исторического развития математики, осветить возникновения математических методов, понятий, идей, теорий и отдельных математических дисциплин;

- выяснить характер и особенности развития математики у различных народов в определенные исторические периоды;

- показать вклад, сделанный в математику великими учеными прошлого, в том числе и отечественными учеными;

- продемонстрировать студентам многогранные связи математики с практическими потребностями и деятельностью людей, с развитием других наук;

- осветить влияние экономического, социального и идеологического состояния общества на характер развития математики и, наоборот, влияние математики на развитие общества;

- показать, как формировались исторические и логические связи между отдельными разделами математики, раскрыть историческую обусловленность логической структуры современной математики и диалектику ее развития, осветить соотношение частей математики и перспективы ее развития;

- ознакомить будущих учителей с важнейшими знаниями по методологии математики и сформировать у них современный взгляд на математику как на составляющую общечеловеческой культуры;

- раскрыть психолого-методические вопросы взаимосвязи истории науки и практики обучения;

- показать место, значение и возможности исторического материала в курсе математики современной школы разных уровней и профилей;

- сформировать умения и навыки применять историко-математические знания к проведению научных исследований: выделять и анализировать исторические аспекты исследуемой проблемы, определять и обрабатывать соответствующую библиографию.

Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины «История и методология математики» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО РФ по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование:

а) общекультурных компетенций:

– способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

б) общепрофессиональных компетенций:

- готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2);

- готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3);

- способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-4).

в) профессиональных компетенций:

педагогическая деятельность:

-  способность формировать образовательную среду и использовать профессиональ­ные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2);

проектная деятельность:

- готовность проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения (ПК-10);

методическая деятельность:

-  готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-11);

- готовность к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области (ПК-12);

культурно-просветительская деятельность:

-  способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);

 г) специальных (СК):

- владение основными положениями классических разделов математической науки, базовыми идеями и методами математики и информатики, системой основных математических структур и аксиоматическим методом (СК-1);

-  владение культурой математического мышления, логической и алгоритмической культурой, способен понимать общую структуру математического знания, взаимосвязь между различными математическими дисциплинами, реализовывать основные методы математических рассуждений на основе общих методов научного исследования и опыта решения учебных и научных проблем, пользоваться языком математики, корректно выражать и аргументировано обосновывать имеющиеся знания (СК-2);

-  способность понимать универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности, роль и место математики и информатики  в системе наук, значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике, общекультурное значение математики (СК-3);

-  владение математикой как универсальным языком науки, средством моделирования явлений и процессов, способен пользоваться построением математических моделей для решения практических проблем, понимать критерии качества математических исследований, принципы экспериментальной и эмпирической проверки научных теорий (СК-4);

-  владение содержанием и методами элементарной математики, умеет анализировать элементарную математику с точки зрения высшей математики (СК-7);

-  владение основными положениями истории развития математики, информатики, эволюции математических идей и концепциями современной математической науки (СК-9).

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

знать:

- основные взгляды на предмет математики, движущие силы ее развития;

- периодизацию развития математики;

- уровень развития отечественной математики, ее место в мировой науке;

- роль, место, возможности математических теорий в моделировании процессов и явлений окружающего мира.

уметь:

- использовать элементы историзма, понятие методологии науки при написании магистерской работы;

- формировать содержание и методическую разработку учебных занятий с учетом принципов историзма;

- проводить информационный поиск, отбор, компоновку материалов по истории математики для педагогической деятельности.

владеть:

- основными положениями классических разделов математической науки, базовыми идеями и методами математики, системой основных математических структур и аксиоматическим методом;

- культурой математического мышления, логической и алгоритмической культурой;

- математикой как универсальным языком науки, средством моделирования явлений и процессов;

- содержанием и методами элементарной математики;

- основными положениями истории развития математики, эволюции математических идей и концепциями современной математической науки.