Учебная дисциплина «История математики и информатики» относится к вариативной части профессионального блока.
Содержание дисциплины основывается на базе дисциплин: «История», «Математический анализ», «Аналитическая геометрия», «Алгебра», «Математическая логика», «Дифференциальные уравнения», «Теория чисел».
Формирует основу для освоения дисциплин: «Методика обучения математике», «История и методология математики».
Цели и задачи
Цель – осветить историю формирования, развития и трансформации математики и информатики.
Задачи:
- воссоздать богатство фактического содержания исторического развития математики и информатики, осветить возникновения математических методов, понятий, идей, теорий и отдельных математических дисциплин;
- выяснить характер и особенности развития математики и информатики у различных народах в определенные исторические периоды;
- показать вклад, сделанный в математику и информатику большими учеными прошлого, в том числе и отечественными учеными;
- продемонстрировать студентам многогранные связи математики и информатики с практическими потребностями и деятельностью людей, с развитием других наук;
- осветить влияние экономического, социального и идеологического состояния общества на характер развития математики и информатики и, наоборот, влияние математики и информатики на развитие общества;
- показать, как формировались исторические и логические связи между отдельными разделами математики, раскрыть историческую обусловленность логической структуры современной математики и диалектику ее развития, осветить соотношение частей математики и перспективы ее развития;
- сформировать умения и навыки применять историко-математические знания к проведению научных исследований: выделять и анализировать исторические аспекты исследуемой проблемы, определять и обрабатывать соответствующую библиографию.
Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины «История математики и информатики» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профиль: математика и информатика) выпускника:
общекультурных компетенций
- способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);
- способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);
- способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3);
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);
общепрофессиональных компетенций
- готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
Для реализации профиля подготовки Математика и информатика разработаны специальные компетенции:
- владением культурой математического мышления, логической и алгоритмической культурой, способностью понимать общую структуру математического знания, взаимосвязь между различными математическими дисциплинами, реализовывать основные методы математических рассуждений, пользоваться языком математики, корректно выражать и аргументировано обосновывать имеющиеся знания (СК-3);
– способностью понимать роль и место математики в системе наук, значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике, общекультурное значение математики (СК-4);
– владением основными положениями истории развития математики и информатики, эволюции математических идей в контексте формирующегося информационного общества и концепциями современной математической и информатической наук (СК-7).
В результате изучения учебной дисциплины студент должен
знать:
- предмет математики, движущие силы ее развития;
- периодизацию развития математики;
- уровень развития отечественной математики, ее место в мировой науке;
- историю развития информатики;
- направления развития информатики.
уметь:
- использовать элементы историзма при написании курсовой и дипломной работы;
- проводить информационный поиск, отбор, компоновку материалов по истории математики и информатики при написании курсовой и дипломной работы.
- Учитель: Ирина Владимировна Гончарова