Учебная дисциплина «Методика обучения информатике» относится к дисциплинам базовой части профессионального блока. Дисциплина реализуется на факультете математики и информационных технологий кафедрой высшей математики и методики преподавания математики.
Основывается на базе дисциплин «Информатика», «Компьютерные науки», «Математическая логика», «Дискретная математика», «Педагогика», «Психология», «История математики и информатики», «ИКТ в обучении математики и информатики» и других.
Является основой для прохождения педагогических и преддипломных практик, подготовки и защиты выпускной квалификационной работы, прохождения государственной итоговой аттестации.
Цели и задачи
Цель – развитие у обучающихся профессиональной компетентности, включающей умения эффективно и осмысленно использовать средства, методы, технологии при обучении учащихся информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ).
Задачи:
- познакомить обучающихся с теоретическими и практическими проблемами обучения информатики и ИКТ и основными направлениями их решения;
- показать различные подходы к изучению важнейших понятий, подходы к обучению решения задач, реализации внутрипредметных и межпредметных связей;
- сформировать профессиональные умения по выполнению анализа изучаемого материала и по разработке методического планирования конкретных тем, групп уроков по теме и отдельного урока;
- научить работать с учебно-методической литературой;
- подготовить студента к проведению учебно-исследовательской деятельности по теории и методике обучения информатики;
- подготовить будущего преподавателя информатики к методически грамотной организации и проведению занятий по информатике и ИКТ;
- развить творческий потенциал будущих преподавателей, необходимый для грамотного преподавания курса.
Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины «Методика обучения информатике» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ГОС ВПО ДНР по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)и основной образовательной программы высшего профессионального образования направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профиль: математика и информатика):
общекультурные компетенции (ОК):
– способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3);
– способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);
– способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);
– способность использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7);
– способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9);
общепрофессиональные компетенции (ОПК):
– готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
– способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);
– готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);
– готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования (ОПК-4);
– готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6);
– способность использовать свободное владение профессионально-профилированными знаниями в области компьютерных технологий для решения задач профессиональной деятельности, в том числе находящихся за пределами направленности (профиля) подготовки (ОПК-7);
профессиональные компетенции (ПК):
в педагогической деятельности:
– готовность реализовывать образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);
– способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);
– способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);
– способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов (ПК-4);
– готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);
– способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности (ПК-7);
в научно-исследовательской деятельности:
– готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования и науки (ПК-11);
– способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12);
специальные компетенции (СК):
– владением основными положениями классических разделов математических дисциплин, базовыми идеями и методами математики, системой основных математических структур и аксиоматическим методом (СК-1);
– владением культурой математического мышления, логической и алгоритмической культурой, способностью понимать общую структуру математического знания, взаимосвязь между различными математическими дисциплинами, реализовывать основные методы математических рассуждений, пользоваться языком математики, корректно выражать и аргументировано обосновывать имеющиеся знания (СК-3);
– владением математикой как универсальным языком науки, средством моделирования явлений и процессов, способностью пользоваться построением математических моделей для решения практических проблем, понимать критерии качества математических исследований, принципы экспериментальной и эмпирической проверки научных теорий (СК-5);
– способностью использовать рациональные способы получения, преобразования, систематизации и хранения информации, актуализировать ее в необходимых ситуациях интеллектуально-познавательной деятельности (СК-6);
– владением основными положениями истории развития математики и информатики, эволюции математических идей в контексте формирующегося информационного общества и концепциями современной математической и информатической наук (СК-7);
– готовностью применять знания теоретической информатики, фундаментальной и прикладной математики для анализа и синтеза информационных систем и процессов (СК-8);
– способностью использовать математический аппарат, методологию программирования и современные компьютерные технологии для решения практических задач получения, хранения, обработки и передачи информации (СК-9);
– способностью реализовывать аналитические и технологические решения в области программного обеспечения и компьютерной обработки информации для обучения, развития и воспитания на различных этапах общего образования (СК-10);
– готовностью к рациональному использованию средств информатизации для организации здоровьесберегающей информационно-образовательной среды для осуществления в учебно-воспитательном процессе и внеурочной работе (СК-11);
– способностью использовать средства современных информационно-коммуникационных технологий для создания, формирования и администрирования электронных образовательных ресурсов (СК-12);
– умением анализировать и проводить квалифицированную экспертную оценку качества электронных образовательных ресурсов по информатике, математике и интегрированным (математика и информатика) профильным курсам, а также программно-технологического обеспечения для их внедрения в учебно-образовательный процесс (СК-13).
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
Знать:
– основные понятия, категории педагогики, психологии и методики преподавания, современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса;
– основы нормативно-правовой базы в области образования по информатике, цели и содержание предмета, основные методы познания и обучения, принципы дидактики, формы и средства обучения;
– возможности использования современных образовательных (в том числе информационных) технологий в процессе обучения учащихся информатике и ИКТ.
Уметь:
– выполнять планирование изучения предмета, организовывать и вести учебно-методическую работу;
– выявлять систематичность и глубину освоения учебного материала, самостоятельной работы обучаемых;
– осуществлять целеполагание, выбор методов, средств, технологий обучения;
– анализировать современные образовательные технологии и применять их в своей работе
– обобщать педагогический опыт;
– проводить анализ учебной деятельности;
– формулировать и решать задачи, возникающие в ходе преподавательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний.
Владеть:
– навыками работы с учебно-методической литературой,
– навыками определения целей и задач, планирования занятий, методов, форм и средств обучения;
– навыками проведения практических занятий с использованием программных средств;
– приемами и способами контроля знаний;
– навыками разработки методических материалов;
– способностью планировать собственную исследовательскую, проектную деятельность;
– навыками систематизировать и оценивать педагогический опыт.
- Учитель: Ирина Владимировна Гончарова