Учебная дисциплина «Адаптогенез в биологических системах» является практико-ориентированной дисциплиной вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» по направлению подготовки 06.04.01 Биология (магистерская программа: Биология). Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими и сопутствующими дисциплинами Зоология, Экология и рациональное природопользование. Является основой для изучения следующих дисциплин: спецкурсы кафедры зоологии и экологии, Производственная практика, Учебная практика, Преддипломная практика.

Цель изучения дисциплины: формирование у студентов комплексного представления об адаптогенезе биологических систем на молекулярном, клеточном, организменном, популяционно-видовом, экосистемном и биосферном уровнях.

Задачи: обобщить знания об адаптации, ее уровнях, закономерностях, направлениях на примере живых организмов разных эколого-систематических групп; акцентировать внимание на адаптивных функциях жизненных циклов и жизненных стратегий видов; показать прикладное значение исследований адаптивных возможностей видов; проанализировать характерные пути адаптации животных и растений.

Учебная дисциплина «История биологии» является
дисциплиной базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» по направлению
подготовки 06.04.01 Биология (магистерские программы: Биология, Биофизика, Физиология
человека и животных).
Цель изучения дисциплины «История биологии» систематическое изложение развития фундаментальных
разделов биологии в историческом плане, начиная от истоков, которые уходят
своими корнями в древнегреческую натурфилософию, и заканчивая современностью,
характеристика их современного состояния и стоящих перед ними задач. 
разделов биологии в историческом плане, начиная от истоков, которые уходят
своими корнями в древнегреческую натурфилософию, и заканчивая современностью,
характеристика их современного состояния и стоящих перед ними задач.
разделов биологии в историческом плане, начиная от истоков, которые уходят
своими корнями в древнегреческую натурфилософию, и заканчивая современностью,
характеристика их современного состояния и стоящих перед ними задач.
разделов биологии в историческом плане, начиная от истоков, которые уходят
своими корнями в древнегреческую натурфилософию, и заканчивая современностью,
характеристика их современного состояния и стоящих перед ними задач.
В курсе «История биологии» рассматриваются общие закономерности развития
естественных наук, дается периодизация развития биологии, рассматриваются
основные факторы, обеспечивающие прогресс, как отдельных биологических наук,
так и всей биологии в целом.

Задачи: расширить научный кругозор магистров;
научить использовать полученные знания для разработки и
апробации новых методик исследований в различных областях биологии и более
грамотного изложения и обсуждения полученных результатов; способствовать
осмыслению изучаемых
процессов и явлений в историческом плане.

Учебная дисциплина «Экологическая экспертиза» является практико-ориентированной дисциплиной и относится к вариативной части образовательной программы бакалавриата направления подготовки 05.03.06 Экология и природопользование. Основывается на базе дисциплин: Основы природопользования, Ландшафтоведение, Почвоведение. Является основой для изучения следующих дисциплин: Моделирование и прогнозирование состояния окружающей среды, Оценка воздействия на окружающую среду, Экологический менеджмент и аудит.

Учебная дисциплина «Биоиндикация» относится к дисциплинам базовой части учебного плана программы подготовки бакалавра направления 06.03.01 Биология.

Цель изучения дисциплины  знакомство с биотической концепцией оценки состояния  окружающей среды, подходами и областями применения биоиндикации, освоение методов биоиндикации и биотестирования экосистем.

Задачи: формирование современных знаний в области биологической индикации; знакомство с различными подходами к организации экологического мониторинга, принципами и методами биоиндикации, использованием тест-систем в различных условиях антропогенных воздействий; анализ особенностей биоиндикации на разных уровнях организации живой материи.

Учебный курс «Историческое развитие биологических систем» входит в вариативную часть профессионального блока дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 06.03.01 Биология.

Основывается на базе дисциплин: Ботаника, Зоология. Является основой для следующих дисциплин: Теория эволюции, История и методология биологии.

Цель – ознакомление студентов с общими направлениями эволюции биологических систем, закономерностями развития органического мира, усложнением организации биологических систем в ходе исторического развития.

Задачи – формирование у студентов системного представления о закономерностях развития биологических систем, усложнении организации биоты Земли и интенсификации обмена веществ и энергии в ходе исторического развития.

Учебная дисциплина «Экологический менеджмент и аудит» относится к вариативной части учебного плана подготовки магистров направления 05.04.06 Экология и природопользование. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими и сопутствующими дисциплинами Основы природопользования, Современные проблемы экологии и природопользования, Экологический мониторинг.

Цель курса  – формирование у студентов комплексного представления об экологическом менеджменте и аудите как инструментах внедрения и усовершенствования природоохранных инициатив предприятий.

Задачи курса: сформировать у студентов представления об основных элементах системы экологического менеджмента, навыки разработки и усовершенствования экологической политики предприятия, навыки разработки и внедрения системы экологического менеджмента предприятия; дать представление о современных стратегиях экологического развития территорий, проблемах и преимуществах внедрения систем экологического менеджмента; сформировать навыки разработки и внедрения программ экологического аудита.

Учебная дисциплина «Основы природопользования» относится к дисциплинам базовой части учебного плана подготовки по направлению 05.03.06 Экология и природопользование . Основывается на базе дисциплин: Учение о гидросфере, Геология, География, Почвоведение, Биоразнообразие. Является основой для изучения следующих дисциплин: ГИС в экологии и природопользовании, Экологическая экспертиза, Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды, Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды, Экологический мониторинг, Организация управления в экологической деятельности.

Учебная дисциплина «Основы биоэтики» относится к базовой части учебного плана направления подготовки 06.03.01 Биология и состоит из одного модуля. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими и сопутствующими дисциплинами Зоология, Ботаника, Философия, Экология и рациональное природопользование и др. Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующий этап для проведения научно-исследовательских работ, производственной практики; при подготовке выпускных дипломных работ.

Цель курса – введение студентов в контекст современной биоэтической проблематики, формирование общекультурных и профессиональных компетенций в области постановки и решения биоэтических проблем.

Задачи курса: сформировать представления о философско-научных, мировоззренческих и профессиональных основаниях биоэтики, истории ее становления и трактовке в различных социокультурных условиях; сформировать навыки постановки и решения биоэтических проблем в соответствии с современными нормативными документами разного статуса;  представить альтернативные позиции в решении дискуссионных биоэтических проблем;  сформировать рациональное отношение к моральному выбору.

Спецкурс «Сравнительная анатомия беспозвоночных животных» является дисциплиной вариативной части учебного плана по направлению подготовки 06.04.01 Биология (магистерская программа: Биология

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими и сопутствующими дисциплинами Зоология, Теория эволюции, Паразитология. Является основой для изучения следующих дисциплин: спецкурсы кафедры зоологии и экологии, Производственная практика, Учебная практика, Преддипломная практика.

Цель курса ознакомить студентов с задачами и методами сравнительной анатомии беспозвоночных животных; дать базовые представления о характерных особенностях основных планов строения беспозвоночных, филогению и направления развития крупных таксонов; создать целостное представление об основных закономерностях эволюции органического мира на примере беспозвоночных животных. 

Задачи: изучение общих принципов строения тела и систем органов разных групп беспозвоночных животных; рассмотрение законов формирования и развития систем органов в ходе эволюции; выяснение адаптивных черт строения тела и систем органов у разных систематических групп беспозвоночных; изучение редких и интересных таксонов беспозвоночных, которые не рассматривались в ходе изучения «Зоологии беспозвоночных».